Начало 20 столетия ознаменовалось формированием стиля под названием функционализм. Его действие распространилось помимо архитектуры еще и на мир предметов. Речь идет о мебели, одежде, книжной графике, сценографии и др. Данный стиль стал основой для развития дизайна.
Основой создания современного функционализма стали, сформированные в начале 20 столетия в изобразительном искусстве, футуризм и конструктивизм. Футуризм одарил функционализм отрицанием творческого наследия, конструктивизм же передал ему культ, являющийся обобщением абстрактных геометрических форм. Изначально архитектурный функционализм формировался в форме литературных манифестов, проектов на бумаге, трудов, имеющих теоретическую основу. Целью движения считалась очистка городов, улучшение жизни людей, в них живущих, с помощью прогрессирования социальной инфраструктуры, науки и техники.
К примеру, М. Гинзбург, являющийся известным теоретиком и практиком архитектуры, описывал свое мнение о функционализме в письме к Ле Корбюзье таким образом, что современный город нуждается не в лечении, поскольку его уже нельзя излечить, а в полном разрушении существующих пережитков капитализма и образовании новых форм социального расселения людей, не имеющих противоречий.
А Ле Корбюзье, не менее радикально считал, что необходимо снести всю историческую застройку центра Парижа, оставив лишь несколько самых известных памятников архитектуры. На территории, которую она занимала, а это 240 га, он хотел осуществить постройку 18 одинаковых офисов высотой 200 м. Предполагалось выполнить их в виде стеклянных башен крестообразной формы. Не застроенные места должны были быть озеленены и оснащены устройствами надземного транспорта на эстакадах. Все эти планы были изложены в проекте реконструкции Парижа за 1925 г., который назывался «планом Вуазен».
Подобное мнение было у Ле Корбюзье и о ликвидации существующей архитектуры в центре Москвы. Он в ответе на анкету МОСХа писал, что надо оставить лишь Кремль, Мавзолей, Большой театр и особняки, построенные в стиле ампир.