Классицизм стал последним «королевским стилем» во Франции. Там его именовали стилем Людовика XVI века. В мебельное искусство этот стиль принес античные художественные формы.
Классицизм – первый стиль, который появился искусственно и стал первым проявлением эклектизма. Возник благодаря археологическим раскопкам в Геркулануме и Помпеях и трудам ученых-историков.
Благодаря этому стилю, интерьер стал отличаться утонченностью деталей, простыми и строгими формами. В оформлении стен и потолков применяется деление плоскости на автономные части, которые акцентируют на себе внимание резными розетками, медальонами или виньетками. Предметы приобретают гармоничную и пропорциональную форму. Первенство отдается прямым линиям и декору, который повторяет линии предмета.
Ампир.
В годы правления Наполеона зародился новый искусственный стиль – ампир, который стал высшей точкой классицизма. Суть стиля выражает само название, что в переводе означает «империя». Наполеон стремился к роскоши и блеску, копируя императоров Рима. Искусство этой эпохи характеризуется масштабностью и монументальностью. Подражание римскому быту приобретало театральность и показной характер.
Что касается стиля ампир в мебели, то здесь явно просматривается прямое заимствование. На поверхностях появляются колонки, пилястры и карнизы. Столы и кресла украшаются декором: сфинксами, грифонами, львиными лапами. Интерьеры в стиле ампир – это уравновешенность и строгая симметрия. На полах наборной паркет из разных пород дерева. Потолки могут иметь по углам простой декор. Стены драпируются тканями, подражая античным одеждам. Для смягчения строгости линий вводятся элементы из позолоченной бронзы.
Эклектика и историзм.
Сущность эклектики в соединении разных стилей. Для заимствования формальных элементов используются исторические стили, которые присоединяют к понятию эклектики термин «историзм».
В середине XIX века растет массовое производство товаров, благодаря техническому прогрессу изменяются условия жизни люде и осуществляется
продажа холодильной витрины. В жизнь входят новые материалы и приемы.
В эту эпоху происходит обновление старых стилей. Стремление создавать новое мешало развиваться искусству. Индустриальная техника развивалась такими темпами, что это уничтожало уникальные художественные формы старых ремесел. После 1848 года, во Франции наблюдается возвращение к стилю рококо в искусстве создания мебели. Это направление получает название стиля Луи Филиппа во Франции и королевы Виктории в Англии. Его характерная черта – множество накладных украшений и изогнутые формы ножек с глубокими выемками. Оббивается мебель бархатом и плюшем, отделывается бахромой
Главная особенность эклектики – оформительский, прикладной характер. Расчет строился на внешний эффект. Мастера, которые использовали в работе эклектику, самонадеянно отождествляли себя с художниками, которые до них работали в этом стиле, наивно полагая, что могут создать «чистый стиль».